Фармация - 6 группа, очно-заочное обучение

Объявление

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЗАЩИТОЙ ДИПЛОМА!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Основы философии

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Скачать лекцию в формате .doc ЗДЕСЬ

Введение в философию

Философия (далее — Ф.) (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости)  - возникает в трех мировых центрах: Древний Китай, Древняя Индия, классическое развитие получает в Древней Греции.

Ф. насчитывает  около 25 столетий своей истории и официальной датой возникновения считается 6 век до нашей эры.

По некоторым историческим данным, впервые слова «философия» и «философы» (далее - ф-фы) употребил Пифагор, который называл философами группу людей, отказавшихся от обыденной жизни, и посвятивших себя поиску истины, разума, мудрости.

В европейской культуре распространение Ф. связано с трудами Платона.

Само понятие «мудрость» в древности имело особый возвышенный смысл и означало стремление к особому интеллектуальному постижению мира. Т.е. мудрость — это не просто механическая сумма знаний, а стремление понять мир как целостный и единый в своей основе. Именно поэтому Ф. как любовь к мудрости стала общим названием всей зарождающейся теоретической мысли (т.е. науки).

Под названием «натурфилософия» объединялись основы самых различных наук: основы математики, медицины, астрономия, психология, этика, эстетика, физика, логика и т.д. Т.е., натурфилософия представляла собой объединенное синтетическое знание и все первые ф-фы были учеными-универсалами или учеными-энциклопедистами.

Первый исторически известный ф-ф — Фалес — был математиком, строителем, гидротехником, астрономом. Ему принадлежит теорема Фалеса. Именно он предложил исчисление 365 дней в году и предсказал и сумел объяснить причины солнечного затмения, которое произошло в 585 году до н.э.

Основатель материализма — Демокрит — разрабатывал не только проблемы Ф., но и обращался к проблемам физики, математики, медицины, военного дела, психологии и т.д. Главной его задачей стала разработка учения об атомах, которое стало основой философского материализма.

Аристотель — автор самого обширного научного наследия эпохи античности. Ему принадлежат труды по физике, логике, этике, педагогике. Он разработал первую типологию общественного устройства, разделив все общества на правильные и неправильные. Считал средний класс залогом стабильности, а самым худшим устройством государства — демократию. Был учителем А.Македонского.

С момента своего возникновения и до настоящего времени Ф. включает в себя обобщенные размышления людей о мире, себе, судьбах человечества. Практически во всех философских трудах рассматриваются такие вопросы, как:
в чем смысл жизни;
как устроен мир;
какое место занимает человек в этом мире;
почему именно человек наделен способностью мыслить;
в чем уникальность человека;
что такое добро, зло, жизнь, смерть, бессмертие и т.д.

Все эти вопросы носят мировоззренческий характер. Формирование приниципов мировоззрения является профессиональным делом Ф. Главной функцией Ф. является мировоззренческая функция.

Таким образом, Ф:
1. Это древнейшая наука, которая включает в себя основы самых различных наук.
2. Это особое самостоятельное мировоззрение.
3. Это форма общественного сознания или форма духовной культуры общества.

Философское понятие «мировоззрение» и его структура

Мировоззрение (далее М) — это система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире и о месте человека в нем.

В М. отражаются особенности эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру. М. считают духовной основой в структуре личности. О М. человека судят по его делам и поступкам.

Существует несколько исторических типов М.:
мифологическое;
религиозное;
философское;
жизненно-практическое.
Они отражают особенности развития общественного бытия.

Структура мировоззрения

Structura (лат.) - целостность, совокупность, состоящая из элементов и связей между ними.

Элементами М. являются:
1. Знания, которые образуют информационную основу М. (житейские, научные, художественные).
2. Убеждения — знания, идеи, воплощенные в действия.
3. Идеалы, которые носят строго индивидуальный характер и могут быть правильными и неправильными с точки зрения общественной морали, достижимыми и недостижимыми, научно-обоснованными, либо иллюзорными.

Процесс формирования М. начинается в раннем детстве и продолжается всю сознательную человеческую жизнь.

0

2

Лекция 2. 11-09-2013

Скачать лекцию в формате .doc ЗДЕСЬ

Общественное сознание и его структура

Общественное сознание (далее - ОС) - духовная надстройка общества, которая представлена самыми разнообразными формами. ОС неразрывно связано с общественным бытием. Общественное бытие (ОБ) - экономический базис общества, т.е. совокупность материальных, производственных и социально-экономических отношений.

ОС и ОБ неразрывно связаны между собой. ОС всегда отражает особенности ОБ.

На протяжении истории человеческого общества сложилось все многообразие форм ОС (по-другому - структура ОС). Формы ОС:
-мифология;
-религия;
-искусство;
-наука;
-мораль;
-философия;
-политика;
-право;
-экология и т.д.

В различные эпохи доминировали определенные формы. Например, в эпоху средневековья - религия; в эпоху возрождения - искусство; в эпоху просвещения - наука.

Философия как форма ОС зародилась в глубокой древности, но не утратила своей актуальности и в современном мире.

0

3

Лекция 3. 27-09-2013

Скачать лекцию в формате .doc ЗДЕСЬ

Философия как наука

Любая дисциплина, которая претендует на статус науки, должна иметь:

1. свой собственный предмет исследования.

2. свои собственные законы.

3. свою собственную структуру, т.е. деление на определенные тематические разделы, которые объединяет общий предмет исследования.

4. свою собственную проблематику исследований.

5. и должна выполнять определенные функции в обществе.

История философии

История философии рассматривает проблемы возникновения и существования философии в различные исторические эпохи, т.е. с 6 века до н.э. до 20-21 вв. н.э.

Анализ различных философских проблем позволяет выявить определенную классификацию исторических типов философского знания.

Скачать таблицу исторических типов с характерными признаками ЗДЕСЬ.

Философия Древнего Востока

Первые представления о мире и о месте человека в нем относятся к глубокой древности. Однако о целостных философских концепциях можно говорить лишь начиная с 6 века до н.э., понимая под этим размышления мудрецов Древнего Китая и Древней Индии. Поскольку философия носит общественно-исторический характер, то можно выделить определенные исторические условия ее возникновения:

1. Экономическая сфера - в 6 в. до н.э. в странах Древнего Востока наблюдается резкий экономический подъем, который был обусловлен переходом от бронзового века к железному.

2. Социально-политическая сфера. В этот период происходило ослабление родоплеменных отношений, возникали первые государства, форма правления в которых называлась "восточная деспотия", т.е. это крайне жестокая монархическая форма правления.

3. Духовная сфера - усиливаются оппозиционные настроения, наблюдается рост критики традиционной религии и ее священнослужителей, начинается формирование научных знаний.

В силу этого данную эпоху часто называют "эпохой брожения умов". Именно эти условия определяют содержание и характер древневосточной философии. В центре ее изучения находится человек, его взаимосвязь с окружающим миром. Проблемы достижения гармонии человека и мира являются основными. Эта философия направлена на духовное совершенствование человека, его нравственное возрождение  и очищение. Эта философия имела нравственно-этическую направленность.

Проблематика философии Древнего Востока

1. Проблема человека, где основное внимание уделялось его происхождению, жизни, смерти, смыслу человеческого бытия.

2. Проблема антологии, где основное внимание уделяется происхождению мира.

3. Проблема умопостижения, т.е. это методы, способы, пределы познания мира человеком.

Направления философии Древнего Востока

Древнеиндийская философия - это такие направления, как буддизм и джайнизм (конфуцианство и даосизм),

0

4

Лекция 4. 21-10-2013

Скачать лекцию в формате .doc ЗДЕСЬ

Античная философия

Греческая античная философия сформировалась в 7-6 вв. до н.э. Своим характером, направленностью, содержанием и особенно методом философствования она отличалась от древневосточных философских систем и была первой попыткой рационального постижения мира.

Сам термин "античность" появился в эпоху Возрождения для обозначения древнегреческого и древнеримского периодов всемирной истории.

Периоды античной философии:

1. Зарождение и формирование - 6 в. до н.э.
2. Зрелость и расцвет - 5-4 вв. до н.э. - Золотой век античной философии.
3. Закат - греческая философия эпохи Эллиниума - Эллинистический этап.
4. Римский этап - 1-6 вв. н.э. - продолжаются традиции греческой философии и именно в это время формируются основы религиозной христианской философии (2 в. н.э.).

Сократ - совершил коренной переворот, поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку. Он переиначивает основное философское вопрошание: в чем природа человека? Не физику, а этику ставит Сократ на 1 место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. Основной принцип сократовской философии - самопознание: "Познай самого себя".

Платон - ученик Сократа. На 1 месте  - этика. Основа его концепции - учение об идеях, ставшее основой Идеализма. Один из первых социальных философах, который разработал типологию общественного устройства.

Аристотель - ученик Платона. Развил собственное учение - перенес акцент философской мысли с идеи на форму. То есть форма есть главная причина бытия. Основатель логики.

Античная философия - основа, источник развития всей мировой философской мысли, поскольку именно в ней был сформирован предмет Философия, ее проблематика, назван основной вопрос философии, по форме решения которого  все философы делятся на материалистов и идеалистов.

Средневековая философия

3-15 вв. н.э. - тот период, который непосредственно связан с христианской религией, а точнее с ее католической ветвью. В этот период Священное писание имело непререкаемый авторитет, а всякое инакомыслие жестоко преследовалось.

Философия Средневековья не имела самостоятельного значения, поскольку занималась теоретической защитой религии ("служанка богословия").

Этапы:

1. Патристика - христианское богословие, представители которого занимались переработкой античной философии для того, чтобы согласовывать и обосновывать религиозные догматы.
Аврелий Августин Блаженный.

2. Ранняя схоластика - средневековая европейская философия, представители которой занимались теоретическим обоснованием религиозного мировоззрения. Родоначальником схоластики как философского метода считают Пьера Абеляра.

3. Поздняя схоластика (13-15 вв.) - философские и психологические проблемы рассматривают монахи католических орденов, в первую очередь - доминиканского ордена. Представитель - Фома Аквинский. Именно его учение является основой католической церкви.

Философия Возрождения

14 - начало 17 вв.

Эпоха противопоставляется эпохе Средневековья. Возникает убеждение, что человек - главная ценность.

Этапы:

1. Итальянский гуманизм - система взглядов, которая выражает заботу о благе человека, о его всестороннем развитии. Главный принцип гуманизма - все для человека, все на благо человека.
Франческо Петрарка - основатель гуманизма.

2. Натурфилософия - связана с естествознание, поэтому представители - ученые.
Джордано Бруно "О бесконечности Вселенной и мирах", гелиоцентрическая теория, единство земного и небесного миров.

3. Социальная философия. Николо Макиавелли - основоположник политологии. Самый знаменитый труд - "Государь" - изложена концепция политического лидерства. В этот период созданы первые теории, которые отрицали божественный характер общественного устройства и обосновывали естественный характер государства.

Философия Возрождения - переходная от Средневековой философии к философии Нового времени.

Новая философия

Стала воплощением нового подхода в истории философии. Именно в этот период было необходимо разработать средства научного познания, преодолеть окончательно религиозное миропонимание. Основным разделом Новой философии стала теория познания или Гносеология. Ее основные учения:

1. Эмпиризм - от лат. "опыт". - учение в теории познания, представители которого признают, что основным источником познания мира является опыт.

2. Рационализм - от лат. "разум" - учение в теории познания, представители которого считают, что источником познания являются знания самого человека (теория врожденных идей).

3. Сенсуализм - от лат. "чувства, ощущения" - учение в теории познания, представители которого признают, что источником познания мира являются чувства и ощущения человека.

0

5

Лекция 5. 23-10-2013

Скачать лекцию в формате .doc ЗДЕСЬ

Русская философия и ее периоды

10-13 вв. - Древнерусский период, связан с историей домонгольской Киевской Руси. Первыми философами принято считать Князя Владимира Мономаха ("Поучение"), митрополита Иллариона ("Слово о Законе и благодати").

14-17 вв. - Среднерусский период, связан с историей создания русского централизованного государства со столицей в Москве. В этот период преобладает религиозная философия. Представители - Максим Грек, Юрий Крижанич, Иван Пересветов.

17 - середина 19 вв. - Традиционный период русской философии. Наряду с религиозной появляется светская университетская тенденция, неразрывно связана с творчеством М.В.Ломоносова ("Теория корпускулярной философии").

С середины 19 в. - в русской философии зарождаются два противоположных направления - философия индивидуальности, которая отражает общественное движение западников, и философия общности, которое отражало  идеи славянофильства.

С начала 20 в. зарождаются два новых философских направления, развитие которых было прервано октябрьскими событиями 1917 года:

1. Религиозно-мистическая философия человека - Соловьев В., Флоренский П., Бердяев Н.

2. Русский космизм, который был неразрывно связан с развивающимся естествознанием и его представители - ученые - Вернадский, Циолковский.

Современная философия

Направления:
- Философская антропология;
- Религиозная философия 20 века - Персонализм;
- Философия существования - Экзистенционализм;
- Герменевтика;
- Структуризм;
- Неопозитивизм.

Антропологическая философия

Антропологическая философия - это тот раздел, который раскрывает специфику философского предмета, т.е. рассматривает проблемы жизни, смерти и бессмертия человека.

Проблема человекофилософии является центральной на протяжении всей истории существования философкой мысли. В философии сложилось несколько вариантов решения проблем человека:

1. Антропоцентризм (культ человека, который существовал в эпоху Античности и Возрождения и согласно ему человек - это главное существо на земле).

2. Теоцентризм - культ Бога, существовал в эпоху Средневековья и человек с этих позиций признавался существом, созданным по образу и подобию бога. Обосновывалась двойственность природы человека (смертное тело и бессмертная душа).

3. Природоцентризм - культ Природы. Эпоха Просвещения. Человек - это мельчайшая частица природы, но именно человек наделен способностью мыслить.

4. Социоцентризм - эпоха Нового времени. Человек - это двойственное существо, биосоциальное, но приоритет отдавался именно социальным качествам.

Две группы теории о природе человека:
- биологизаторские - приоритет природы;
- социологизаторские - приоритет социальных признаков.

Главный принцип всей философской антропологии - "Человек, мера всех вещей" (сформулировано в Античность Протогором из школы софистов).

0

6

Лекция 6. 30-10-2013

Скачать лекцию в формате .doc ЗДЕСЬ

Природа человека

Природа человека - одна из дискуссионных проблем всей философской антропологии. Сущность философской трактовки природы человека основывается на трех измерениях:

1. Человек - это неотъемлемая часть природы и с этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens (биологическое измерение человеческой природы).

2. Человек - это часть общества, изоляция от общества ведет к полной деградации человеческой личности (социальное измерение человека). "Феральные люди".

3. Человеку свойственны различные духовные внутренние процессы (психическое измерение человека).

Таким образом человек - это существо двойственное - биосоциальное.

В философской среде сложились две группы теорий:

1. Биологизаторские - упор на биологические качества.
2. Социологизаторские - упор на социальные качества.

Гносеология

Гносеология - самый обширный раздел философии, который занимается вопросами получения, использования и преобразования знаний. Основной вопрос - познаваем ли мир.

Наука - исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование действительности.

Функции науки:

1. Познавательная.
2. Производственная.
3. Мировоззренческая.
4. Наука как социальный институт.

Науки есть:
-фундаментальные (теоретические);
-прикладные (неразрывно связаны с практикой).

По предмету исследования науки делятся на:
-социально-гуманитарные;
-математические (технические);
-естественные.

Знания и их классификация

Знания - это центральное понятие всей гносеологии, которую очень часто называют знанием о самом знании.

Знание - результат познавательно процесса, адекватное отражение действительности в человеческом сознании.

Элементарные знания есть у животных, однако знания человека носят принципиально иной характер, они социальны по своей природе.

Знания различаются по уровню сложности и поэтому их принято делить на три вида:

1. Обыденные или житейские знания, в основе которых лежит здравый смысл и обыденные навыки. Они являются основой для всех других знаний.

2. Научные знания - те знания, которые описывают реальную действительность в понятиях той или иной науки:
а) опытные научные знания;
б) теоретические научные знания.

3. Художественные знания - являются основой творческой деятельности, благодаря им любая деятельность имеет эстетическую сторону.

0

7

Лекция 7. 06-11-2013

Скачать лекцию в формате .doc ЗДЕСЬ

Познавательный процесс и его структура

Процесс познания - вечный процесс движения, возникновения и разрешения противоречий.

Познавательный процесс имеет несколько ступеней/уровней:

1. Чувственное познание.
2. Рациональное познание.

Чувственное познание возникает на самых начальных этапах развития человека и общества. Оно представлено тремя основными формами:

- ощущение;
- восприятие;
- представление.

Все они возникают в результате воздействия внешнего мира на наши органы чувств. Чувственное познание дает информацию лишь о внешних свойствах, качествах и признаках предмета, явления или процесса. Постижение же внутренней сущности предмета или процесса происходит на уровне рационального познания, которое так же представлено тремя основными формами:

- понятие;
- суждение;
- умозаключение.

Все эти три формы появились благодаря способности человека анализировать окружающий мир.

Обе ступени познавательного процесса находятся в единстве и взаимно дополняют друг друга. Всегда возможен переход от чувственного познания к рациональному и наоборот. Существующее противоречие между чувственным и рациональным познанием является источником самого познавательного процесса.

Виды познания

Исходя из уровней сложности и целей можно выделить, во-первых, обыденное практическое познание, и, во-вторых, научное познание, которое обладает определенной спецификой:

1. Научное познание всегда является целенаправленным, т.е. оно решает вполне определенные задачи.
2. Оно характеризуется определенными методами и формами познания.
3. Ему свойственны точность и строгая определенность.

Целью научного познания является получение новых более сложных знаний.

Научное познание имеет свою собственную структуру, которая включает два уровня:

1. Эмпирический - знания, полученные в основном из опыта, наблюдения или эксперимента.
2. Теоретический - характеризуется отражением внутренних связей и закономерностей ислледуемых объектов.

Социальная философия

Социальная философия - раздел философии, который рассматривает все те проблемы, обусловленные жизнью человека в обществе/социуме. Проблематика социальной философии сводится к рассмотрению трех основных понятий:

1. Человек.
2. Общество.
3. Личность.

Основой социальной философии является концепция о становлении личности в условиях лишь общественной жизнедеятельности. Поэтому с точки зрения философии, личность - это человек в аспекте его социальных качеств. Сам процесс становления личности получил название социализации.

Социализация - процесс усвоения индивидом социальных норм и принципов, принятых в данном обществе. Данный процесс начинается в раннем детстве (первичная социализация). Второй этап - вторичная социализация (ресоциализация) приходится на зрелый возраст человека. Люди и учреждения, которые принимают непосредственное участие в социализации, называются агентами социализации. В условиях первичной социализации - это люди, с кем человек связан личными/родственными отношениями, вторичной социализации - являются те, с кем человек связан формально-деловыми отношениями.

Типы личности. Концепции

1. Биологизаторская - личность развивается в соответствии с врожденными качествами.

2. Социологизаторская - личность  - продукт, который полностью формируется в ходе социального опыта.

3. Психоаналитическая теория Фрейда - личность - совокупность желаний и импульсов.

4. Идоническая теория Юнга - личность как система реакций на различные стимулы среды.

Впервые понятие "культура" употребил в своих трудах Платон: "Культура ума есть философия". Две формы культуры: духовная и материальная.

Глобальные проблемы современного мира

1. Пробелма термоядерной угрозы, третьей мировой войны.

2. Демографическая проблема.

3. Проблема экологии.

0

8

ТЕСТ

1 вариант

http://s7.uploads.ru/t/3uG8d.jpg
http://s6.uploads.ru/t/jdACH.jpg
http://s7.uploads.ru/t/kgZeE.jpg
http://s6.uploads.ru/t/yRI01.jpg

2 вариант
http://s6.uploads.ru/t/bzNtE.jpg
http://s7.uploads.ru/t/2MVYP.jpg
http://s6.uploads.ru/t/2HotA.jpg

0

9

Таблицы

Скачать таблицу ЗДЕСЬ

Скачать таблицу "Исторические типы философии и их характерные признаки" ЗДЕСЬ

Скачать таблицу "Исторические типы философии и их представители" ЗДЕСЬ

Скачать таблицу "Периоды формирования" ЗДЕСЬ

0